06.02.2014

Доклад прокурора Республики Карелия Габриеляна К.К. на заседании коллегии 06.02.2014

ДОКЛАД прокурора Республики Карелия Габриеляна К.К.
на расширенном заседании коллегии прокуратуры республики
6 февраля 2014 года "О состоянии законности и правопорядка в республике Карелия в 2013 году и мерах повышения эффективности работы прокуратуры и правоохранительных органов в республике"

 Работа органов прокуратуры и всех субъектов правоохранительной деятельности в 2013 году осуществлялась  с учетом анализа обстановки, сложившейся в республике, в соответствии с приоритетами, определенными Президентом Российской Федерации, задачами, поставленными руководством Генеральной прокуратуры России.

При этом анализ криминогенной обстановки в республике и сфер, требующих применения прокурорами своих надзорных полномочий, позволил определить приоритетные направления служебной деятельности прокуратуры. Прежде всего, она была направлена на защиту прав и интересов граждан,  трудовых коллективов, субъектов малого и среднего бизнеса,  сохранение социальной стабильности в обществе, противодействие  экстремизму и коррупции в любых их формах.

В целях повышения эффективности работы на всех направлениях руководством прокуратуры республики были приняты, прежде всего, организационные и кадровые меры по укреплению аппарата прокуратуры республики и прокуратур районного звена.

В 2013 году активно реализовывалась правозащитная функция прокуратуры в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина. За год прокурорами разрешено свыше 11 тысяч обращений граждан, только на личном приеме принято свыше 3 тыс. 600 человек, в том числе в рамках Общероссийского дня приема граждан.

При осуществлении своих надзорных полномочий прокурорами выявлено свыше 33 тыс. нарушений закона в различных сферах  деятельности, в защиту прав и свобод граждан, интересов государства  заявлено свыше 5 тыс. исков и заявлений на сумму более 70 млн. руб.

Прокуроры в ходе надзора за исполнением законов ориентированы на усиление внимания к наиболее социально значимым сферам правоприменения, требующим пристального прокурорского надзора, таким как соблюдение трудового законодательства, законодательства в сфере ЖКХ, о законности использования государственной и муниципальной собственности, противодействие экстремистским проявлениям.

Обеспечивается надежный заслон давлению на бизнес, нарушениям прав субъектов предпринимательской деятельности.   Так, при реализации соответствующих полномочий прокуратурой республики отклонено 782 необоснованных проверок при формировании плана на 2014 год.

По-прежнему, под пристальным вниманием органов прокуратуры соблюдение конституционных прав граждан на своевременное получение вознаграждения за труд. В результате принятых мер погашена задолженность по оплате труда свыше 2000 работникам на 66 млн. рублей.

***

Построение правового государства невозможно без формирования единого правового пространства.

В этой связи и руководствуясь положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прокуратурой республики обеспечивался действенный надзор за соответствием федеральному законодательству республиканских нормативных правовых актов.

Так, в результате прокурорского реагирования оспорено более 600 (665) не соответствующих федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти республики и органов местного самоуправления.

При этом в целях оперативного приведения положений регионального законодательства в соответствие с федеральным, прокуратурой сбалансировано используется как механизм внесения актов прокурорского реагирования, так и право  законодательной инициативы прокурора. Процедура разработки законопроектов и прохождения стадий его согласования до внесения в Законодательное Собрание республики иными субъектами законодательной инициативы порой занимает много времени.  Внесенный же прокурором республики законопроект после рассмотрения отраслевым комитетом представительного органа сразу выносится для рассмотрения на сессию.  Например, в мае прошлого года  прокуратурой республики в связи  с противоречием федеральному законодательству, наличием коррупциогенных факторов был опротестован Закон Республики Карелия "О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях".  В целях пресечения  нарушений закона до начала очередного сезона распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов прокуратурой  были приняты меры, направленные на оперативное приведение оспоренного Закона в соответствие с федеральным законодательством. В порядке законодательной инициативы были внесены в Законодательное  собрание необходимые поправки, в результате принятия которых уже в июле Закон был приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Всего же в  прошедшем году лично прокурором республики 7 раз реализовано право законодательной инициативы.

***

Активно реализовывалась  координирующая роль прокуратуры в борьбе с преступностью.

В прошлом году мы провели 4 координационных и 8 межведомственных совещаний с руководителями правоохранительных органов республики.   Обсуждались самые актуальные вопросы, в том числе противодействие коррупции, организованной преступности, экстремизму и терроризму,  преступлениям в сфере ЖКХ, соблюдения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, состояния законности в сфере использования природных ресурсов и другие.

Использовались и другие формы координации – совместные проверки, подготовка методических и организационных документов.

Все участники координационного совещания принимали участие в выработке решений и меры к претворению в жизнь необходимых мероприятий. Прокуратурой в качестве координатора обеспечен контроль за их реализацией.  Конструктивное межведомственное взаимодействие будет продолжено  и в текущем году.

Участие в работе постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка  под председательством Главы республики также использовалось  для  выработки согласованных с региональной властью, правоохранительными и контролирующими органами мер, в том числе профилактического характера, для  преодоления имеющихся проблем в республике.

***

Работа  органов прокуратуры республики, как надзорная, так и координирующая, оказала определенное влияние на деятельность поднадзорных правоохранительных органов, что нашло свое отражение как в динамике состояния преступности, так и в качественных показателях уголовно-процессуальной деятельности.

Достоверность уголовно-правовой статистики, учетно-регистрационная дисциплина, соблюдение конституционных прав граждан на досудебной стадии уголовного судопроизводства, качество и сроки предварительного расследования являлись основными точками приложения усилий прокурорского надзора.

Именно благодаря принимаемым органами прокуратуры мерам мы имеем статистику, отражающую реальное положение вещей, что позволяет надлежаще планировать свою работу и направление дальнейшей деятельности по борьбе с преступностью.

В 2013 году сохранилась наметившаяся в 2012 году тенденция к сокращению по сравнению с 2012 годом числа зарегистрированных на территории республики преступлений, а именно на 3,4% или на 394 преступления.

Между тем, это не повод для оптимистичных прогнозов. Ведь отчасти это следствие занятой в 2013 году органами прокуратуры  принципиальной позиции по пресечению практики искусственного дробления продолжаемых преступлений и необоснованной постановки на учет отдельных эпизодов преступной деятельности, в особенности экономической направленности. Так, по требованию прокуроров из статистики исключено  около полутысячи (474) таких преступлений.

Кроме того, приходится констатировать тот факт, что безусловная постановка на учет всех преступлений и возбуждение по ним уголовных дел, к сожалению, так и не стала основной задачей органов внутренних дел республики. Прокурорами поставлено на учет более 2 тыс. ранее не учтенных преступлений, это 18,8% от общего числа зарегистрированных, что свидетельствует о наличии латентной преступности.

Принятыми профилактическими мерами в прошедшем году удалось добиться некоторого сокращения числа преступлений, совершенных в общественных местах (-2%) и на улицах (-4%). Снизился уровень бытовой преступности (-3%), а также преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения  (-2%).

Значительно усилены позиции правоохранительных органов в части противодействия организованной преступности, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков. Число  оконченных расследованием преступлений, совершенных организованными группами, в 2013 году, возросло более чем в 6 раз (154 преступления, АППГ-23), предварительное расследование завершено по 15 уголовным делам, в отношении 77 лиц.

Активизирована работа по выявлению преступлений в сфере реализации приоритетных национальных проектов, возбуждено в 5 раз больше уголовных дел, чем в 2012 году (15, АППГ -3).

Однако, есть ряд негативных тенденций в состоянии преступности,  на которые следует обратить внимание как правоохранительным органам, так и надзирающим прокурорам.

Это, в первую очередь,  рост числа умышленных убийств (+15,8 %), фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом (+38%), который произошел на фоне снижения  работы органов внутренних дел по выявлению и расследованию преступлений превентивной направленности.

Коэффициент преступности в Карелии -  1719 преступлений на 100 тыс. населения (АППГ- 1780), по-прежнему,  выше среднего уровня по России (1544) и по СЗФО (1490).

Почти в 2 раза снизилось число выявленных преступлений экономической направленности, в том числе налоговых. Полагаю, что статистические показатели не отражают реальных масштабов противоправной деятельности. Низкая выявляемость и раскрываемость преступлений в данной сфере обусловлена слабой  оперативной работой по сбору и реализации оперативной информации, что подтверждает то обстоятельство, что новых разработок преступной деятельности после окончания расследования ряда громких дел не  последовало.

По-прежнему, не удалось кардинально переломить ситуацию с качеством и сроками предварительного расследования.

В текущем году аппарату прокуратуры республики и всем прокурорам следует самое пристальное внимание обратить на надзор за оперативно-розыскной деятельностью, максимально ужесточить спрос за нарушение учетно-регистрационной дисциплины при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях во всех правоохранительных органах, поставить надежный барьер браку в следственной работе – максимально повысить эффективность надзора за рассмотрением уголовных дел на стадии досудебного производства.          

***

В соответствии с требованиями Президента России и Генерального прокурора РФ в текущем году важное значение и дальше будет придаваться противодействию коррупции.

В этой сфере надзорная деятельность прокуратуры была сосредоточена на своевременном предупреждении коррупционных правонарушений, выявлении и устранении их причин и условий.

Остается высоким уровень распространенности коррупционных правонарушений, выявленных в органах государственной власти и местного самоуправления, значителен он и в государственных (муниципальных) учреждениях и предприятиях. С учетом этого  в 1 полугодии 2014 г. прокуратурой запланирована проверка в организациях, осуществляющих деятельность в сферах, наиболее подверженных коррупционным рискам (ЖКХ, транспорт, здравоохранение).

Ни один факт коррупционных проявлений не должен оставаться без проверки и реагирования. Прокуратурой по-прежнему будут контролироваться вопросы исполнения законодательства при расходовании бюджетных средств, использовании государственного и муниципального имущества, размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, реализация контрольно-надзорных функций и разрешительных процедур соответствующими органами. Эта работа будет проводиться при активном взаимодействии с представителями органов ФСБ и МВД по РК.

***

Остановлюсь еще на ряде крайне важных вопросов.

Главная социальная проблема, негативно влияющая на отношение населения к власти, решение которой актуальным будет и в 2014 году - это нарушение конституционных прав граждан на своевременное получение вознаграждения за труд.

Произошедший в 2013 году значительный рост задолженности по заработной плате требует от аппарата республики и всех прокуроров постоянного мониторинга ситуации, использования всего арсенала мер и наработанного ранее опыта, включая надзорные полномочия, а также возможности межведомственного взаимодействия.

Крайне важным направлением служебной деятельности прокуратуры остается обеспечение исполнения законов о противодействии террористической и экстремисткой деятельности, а также вопросы законности в сфере межнациональных и конфессиональных отношений.

В результате  скоординированной работы правоохранительных и надзорных органов на территории республики в течение ряда лет не допускаются  несанкционированные акции и противоправные действия со стороны экстремистски настроенных лиц.

Однако, прокурорам необходимо, в том числе с учетом внесенных  в 2013 году  в федеральное законодательство изменений в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений,  и далее уделять пристальное внимание выполнению органами местного самоуправления полномочий по разработке и реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

При этом следует помнить, что всем прокурорам в целях максимального использования своих надзорных полномочий при выявлении системных грубых нарушений федерального законодательства со стороны должностных лиц органов местного самоуправления нужно, безусловно, принимать меры по устранению нарушений законов.

Вместе с тем, одновременно необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение требований Генерального прокурора РФ об исключении из практики необоснованных проверок, истребования информации, имеющейся в свободном доступе, установления неоправданно коротких сроков исполнения запросов органам местного самоуправления, а также применения к органам местного самоуправления и их должностным лицам чрезмерных и неадекватных допущенным нарушениям мер ответственности. Тщательно устанавливать причину допущенных нарушений. Если они обусловлены отсутствием финансовых средств в бюджетах и отсутствует вина должностного лица, необходимо исключить привлечение этих лиц к административной ответственности и применять другие виды реагирования.

 ***

Завершая свое выступление, особо хочу подчеркнуть, что в текущем году коллективу прокуратуры республики, который имеет сегодня значительный профессиональный потенциал, предстоит, взаимодействуя и координируя деятельность правоохранительных органов, решать самые серьезные задачи по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, повышать эффективность надзора за исполнением законов всеми органами государственной власти и местного самоуправления.

 Всему личному составу органов прокуратуры республики необходимо нацелиться  на решение приоритетных, наиболее значимых задач:

- Во-первых, это защита всеми предусмотренными законом способами нашего населения от  экстремистских угроз.

- Обеспечение надзорными средствами эффективного использования государственной и муниципальной собственности.

- Противодействие всем формам коррупционных проявлений, особенно в системе государственной и правоохранительных служб.

- Осуществление эффективного надзора за соблюдением природоохранного законодательства, прежде всего в сфере законности использования лесных ресурсов, законности строительства в водоохранных зонах, обеспечение экологической чистоты окружающей среды в нашей уникальной по природным ресурсам республике.

 ***

Уверен, что все поставленные задачи мы способны выполнить на самом высоком, профессиональном уровне.