Размер шрифта:
Цвета сайта:

Настройки

Настройки шрифта

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Межбуквенный интервал Стандартный Средний Большой

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Обычная версия

 
12.09.2017

Разъяснение законодательства

Сегодня на потребительском рынке реализуется широкий спектр пищевых продуктов различных производителей. Претензии к качеству пищевых продуктов являются одними из наиболее распространенных. Зачастую потребители сталкиваются с нарушением своих прав, но, как правило, не все знают, как себя защитить.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, является Федеральный закон от 02.01.2002 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

В силу статьи 26.1 данного Закона за нарушение настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов либо оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и общественного питания, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если в результате употребления того или иного продукта потребителю причинен вред здоровью (например, пищевое отравление), в первую очередь, необходимо обратиться в медицинскую организацию для документального подтверждения факта причинения вреда здоровью вследствие употребления продукта.

После получения заключения врача потребитель вправе обратиться с письменной претензией к продавцу товара или владельцу заведения общественного питания, где было получено пищевое отравление. В претензии следует сослаться на факт причинения вреда здоровью и указать сумму денежной компенсации, подлежащей возмещению из-за отравления. К претензии необходимо приложить копии заключения (справки) врача и чека об оплате продукта, если он сохранился.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом или нет, то есть если потребитель приобрел продукт, в результате употребления которого отравились и другие лица, то вред, причиненный здоровью, возмещается всем лицам, употреблявшим данный продукт.

В случае отказа продавца в удовлетворении требований, заявленных в претензии, либо оставления претензии без ответа потребитель вправе обратиться за защитой нарушенных прав в органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или в суд.

При этом, в силу пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основания для проведения внеплановой проверки у органов Роспотребнадзора будут иметься только в случае, если потребитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования потребителя не были удовлетворены.

Таким образом, для обращения в органы Роспотребнадзора соблюдение претензионного порядка в случае пищевого отравления является обязательным, в противном случае основания для проведения внеплановой проверки у данных органов отсутствуют.

Для обращения за защитой нарушенных прав в суд предъявление претензии продавцу по рассматриваемой категории споров необязательно.

В исковом заявлении необходимо указать, когда, где и при каких обстоятельствах было получено отравление, свидетелей, которые могут подтвердить обстоятельства, имеющие значение для дела, приложить медицинское заключение и чек на продукт. В исковом заявлении можно потребовать не только материальную компенсацию вреда здоровью, но и компенсацию морального вреда, а также потребовать возмещения затрат, связанных с лечением (например, не приобретение лекарств).