12.09.2017

Разъяснение законодательства

Сегодня на потребительском рынке реализуется широкий спектр пищевых продуктов различных производителей. Претензии к качеству пищевых продуктов являются одними из наиболее распространенных. Зачастую потребители сталкиваются с нарушением своих прав, но, как правило, не все знают, как себя защитить.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, является Федеральный закон от 02.01.2002 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

В силу статьи 26.1 данного Закона за нарушение настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов либо оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и общественного питания, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если в результате употребления того или иного продукта потребителю причинен вред здоровью (например, пищевое отравление), в первую очередь, необходимо обратиться в медицинскую организацию для документального подтверждения факта причинения вреда здоровью вследствие употребления продукта.

После получения заключения врача потребитель вправе обратиться с письменной претензией к продавцу товара или владельцу заведения общественного питания, где было получено пищевое отравление. В претензии следует сослаться на факт причинения вреда здоровью и указать сумму денежной компенсации, подлежащей возмещению из-за отравления. К претензии необходимо приложить копии заключения (справки) врача и чека об оплате продукта, если он сохранился.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом или нет, то есть если потребитель приобрел продукт, в результате употребления которого отравились и другие лица, то вред, причиненный здоровью, возмещается всем лицам, употреблявшим данный продукт.

В случае отказа продавца в удовлетворении требований, заявленных в претензии, либо оставления претензии без ответа потребитель вправе обратиться за защитой нарушенных прав в органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или в суд.

При этом, в силу пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основания для проведения внеплановой проверки у органов Роспотребнадзора будут иметься только в случае, если потребитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования потребителя не были удовлетворены.

Таким образом, для обращения в органы Роспотребнадзора соблюдение претензионного порядка в случае пищевого отравления является обязательным, в противном случае основания для проведения внеплановой проверки у данных органов отсутствуют.

Для обращения за защитой нарушенных прав в суд предъявление претензии продавцу по рассматриваемой категории споров необязательно.

В исковом заявлении необходимо указать, когда, где и при каких обстоятельствах было получено отравление, свидетелей, которые могут подтвердить обстоятельства, имеющие значение для дела, приложить медицинское заключение и чек на продукт. В исковом заявлении можно потребовать не только материальную компенсацию вреда здоровью, но и компенсацию морального вреда, а также потребовать возмещения затрат, связанных с лечением (например, не приобретение лекарств).