26.12.2017

Разъяснение законодательства

Неблагоприятное положение в сфере жилищно-коммунального хозяйства обусловлено изношенностью основных фондов, необходимостью капитального ремонта жилья. В этой связи надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 считается одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности и осуществляется комплексно, гласно, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, общественными организациями.

Внимания органов прокуратуры, прежде всего, обращено на надлежащее, своевременное выполнение государственными контрольно-надзорными органами своих полномочий, целью которых является обеспечение реализации гражданами гарантированных прав и законных интересов в жилищно-коммунальной сфере, недопущение прекращения оказания коммунальных услуг или оказания таких услуг ненадлежащего качества.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Государственная жилищная инспекция Республики Карелия преобразована в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.

В полномочия указанного органа в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №368-П входит региональный государственный жилищный надзор за соблюдением:

- органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор),

- ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги,

- требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

- требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов,

- требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений и деятельности по систематическому наблюдению за исполнением вышеуказанных обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы муниципального жилищного контроля образуются администрациями муниципальных районов и городских округов.